Герой разнорабочего класса

Венедикт Ерофеев, автор поэмы «Москва — Петушки», сменил много профессий и городов: работал грузчиком, приёмщиком стеклотары, кочегаром, библиотекарем и даже сторожем в вытрезвителе. А начался его трудовой стаж в Москве: в марте 1957 года восемнадцатилетний Ерофеев устроился разнорабочим в управление «Ремстройтреста». В его комнате в общежитии сразу закипела жизнь: Ерофеев учил коллег-рабочих писать стихи и даже выпустил рукописную антологию. Через месяц такой жизни рабочие отправились к начальству требовать повышения зарплаты, и смутьяна Ерофеева уволили. Вся эта история очень напоминает главку из «Москвы — Петушков» — но свою бессмертную поэму Ерофеев напишет только через 13 лет.

Полчаса на фельетон

В здании по адресу Вознесенский переулок, 7, после революции обосновалась редакция «Гудка» — газеты рабочих-железнодорожников. В газете собрался весь цвет молодой советской прозы: в «Гудке» работали Валентин Катаев, Юрий Олеша, Илья Ильф и Евгений Петров. В 1922 году штатным фельетонистом газеты стал Михаил Булгаков: он бросил медицину, чтобы писать. Как признавался писатель, работа над фельетоном занимала у него полчаса — включая «курение и посвистывание» и «хихиканье с машинисткой». Булгаков вошёл в редакцию «Гудка» никому не известным писателем, а вышел — автором романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных», собиравшей полные залы во МХАТе.

О богах и героях

Знаете, как Греция и Рим связаны с Зубовским бульваром?

Дело в том, что именно там жил Николай Альбертович Кун. Профессор почти сорок лет преподавал историю и культуру Античности.

И написал пособие «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях». Позднее книга множество раз переиздавалась под названием «Легенды и мифы Древней Греции». Благодаря ей многие из нас полюбили Античность.

С 1916 до самой смерти в 1940 году Кун жил на Зубовском бульваре, 15. Там он принимал гостей, занимался с учениками и писал свой знаменитый труд.

Рукописи, фотографии и личные вещи Куна и сейчас экспонируются на Зубовском, в Государственном музее истории российской литературы.

Динозавры и космолёты

Один из первых советских фантастов, автор романов «Туманность Андромеды» и «Лезвие бритвы» Иван Ефремов, был ещё и крупнейшим российским палеонтологом. Он побывал в десятках научных экспедиций, обнаружил и исследовал останки нескольких неизученных видов динозавров. В одной из таких экспедиций, в монгольской пустыне Гоби, у него появился замысел романа «Туманность Андромеды». Часть текстов Ерофеев написал в здании на Ленинском проспекте, 33, где находилось основное место его работы —  Палеонтологический институт.

Мечта о космосе и изучение ископаемых животных для Ефремова были неразрывно связаны — как звенья одной гигантской цепи эволюции.

Ген литературы

Людмила Улицкая по образованию — биолог, и в конце 1970-х она работала в Институте общей генетики АН СССР. Но интересовала её не только наука. Как вспоминает писательница, главной ценностью было для неё чтение: «Именно так — не книги, а само чтение. Страстное, напряженное, умное и трудное чтение». В частности неподцензурной литературы. Некоторые тексты и на машинке перепечатывались. Вскоре лабораторию, где работала Улицкая, закрыли. В том числе — из-за распространения самиздата.

Улицкая до сих пор любит читать научно-популярные книжки и жалеет, что пришлось бросить науку. И, конечно, литература, как и биология, тоже изучает человека — просто своими средствами.