Опасности Хитровки

Станиславский — один из главных русских режиссёров-реалистов: ему было важно проникнуться атмосферой пьесы. Когда в 1902 году они с Василием Немировичем-Данченко готовили постановку пьесы Горького «На дне», творческая группа отправилась на Хитров рынок, где располагались ночлежки для самых бедных горожан и различные злачные места, любимые мошенниками и бандитами. На Хитровку гостей из МХТ водил знаменитый знаток Москвы Владимир Гиляровский. Он и выручил зазевавшихся театралов, когда у них возник конфликт с местными. А зрители потом отдельно отмечали, как достоверно выглядят декорации.

Ходьба по роялю

Знаете ли вы, что Станиславский был не только режиссёром, но и актёром? Например, ещё под собственной фамилией Алексеев он в декабре 1884 года играл в любительском театре в доме купца Андрея Карзинкина на Покровском бульваре.

Это важное место в культуре Москвы: здесь жил писатель Николай Телешов, у которого по средам собиралось именитое литературное общество: от Бунина и Горького до Брюсова и молодого Маяковского. Ну, а Станиславский в тот декабрьский вечер играл Подколёсина в «Женитьбе» Гоголя. Не обошлось без конфуза: в последнем акте Подколёсин вылезает в окно, и молодому актёру пришлось шагать по стоявшему за кулисами роялю. «Конечно, я продавил крышку и оборвал несколько струн», — вспоминал Станиславский много лет спустя.

Дом Станиславского

Великий режиссёр Константин Сергеевич Станиславский прожил в Москве всю жизнь. Последние 17 лет он провёл в доме в Леонтьевском переулке, д. 6, стр. 1. В 1938 году переулок был переименован в улицу Станиславского — режиссёр, доживший до этого юбилейного переименования, был, по слухам, очень смущён.

Дом Станиславского — старинное здание XVII века, знаменитое в первую очередь «Онегинским залом», из-за которого Станиславский и выбрал этот дом: здесь он нашёл идеальную акустику для своих подопечных — Оперной студии Большого театра! Сейчас здесь дом-музей, и вы можете сами увидеть залы, где Станиславский работал над книгами и проводил репетиции будущих спектаклей

Эксперименты на Поварской

Константин Станиславский не всегда был образцовым реалистом. В 1900-е он увлекался западными модернистами: Ибсеном, Метерлинком, Гауптманом. Их пьесы требовали символического, даже мистического настроя, передачи «тончайших теней чувств». Для таких экспериментов Станиславский объединился со Всеволодом Мейерхольдом: два гения русского театра основали новую театральную студию в доме Гирш на углу Поварской улицы и Мерзляковского переулка. Современный адрес этого места — Мерзляковский переулок, 1, но само здание, увы, не сохранилось. Студия просуществовала всего несколько месяцев: Станиславский вскоре уехал из Москвы, а студия не смогла преодолеть кризис после революции 1905 года. И хотя соратник Станиславского Немирович-Данченко называл Студию на Поварской «грубейшей ошибкой», сам Станиславский никогда не жалел об этом опыте: он убедился, что для революции в театре нужна новая «работа актёра над собой».

Театр всей жизни

Один из главных театров страны, МХТ имени Чехова, расположился в Камергерском переулке. Ещё недавно МХТ был известен как МХАТ, а в 1898 году, в год своего основания, он носил совершенно другое название — Художественно-общедоступный театр.

Между прочим, Константин Станиславский и его коллега Владимир Немирович-Данченко договорились о создании нового театра за обедом в ресторане «Славянский базар» на Никольской улице. Встреча длилась 18 часов! В основу театра легли новаторские для того времени идеи: никакого ложного пафоса и переигрывания, никаких пышных декораций, и главное — никаких посредственных, проходных пьес! «Крохотный театрик», как любя называл его Леонид Андреев, быстро превратился в революционную силу в театральном мире.