Дом геологов

Советский Робин Гуд Юрий Деточкин угнал «Волгу» у Димы Семицветова. А откуда? Точный адрес Димы: двор возле дома №2-а по Смоленской набережной. Тут и сейчас находится знаменитый Дом геологов! Шикарное здание, построенное для работников Министерства геологии СССР. Именно здесь жил «скромный» продавец комиссионки Дима Семицветов. А на углу дома, прямо возле метромоста, ещё недавно стоял тот самый гараж. Видных в фильме металлических гаражей сейчас нет, а метромост на этом участке заключён в шумозащитную галерею.

Станция метро «Смоленская».

Народный театр

«В этот вечер Максим Подберёзовиков двигался в неизвестном направлении. Из другого конца большого города в ещё более неизвестном направлении шагал Юрий Деточкин. Они шли навстречу судьбе. Они сближались».

Мы-то знаем, куда они шли. Волею авторов угонщик и следователь оказываются завзятыми театралами. Оба играют в народном театре. И в этот вечер следуют на собрание объединённой труппы милиционеров и водителей (как тогда говорили – шофёров).

Вот только подъезд Дома культуры, куда так стремятся наши герои, в Москве не ищите. Он в Одессе. Зато фойе и репетиционный зал – в Москве, на Плющихе, 64. Это бывший Клуб, а позднее Дом культуры завода «Каучук». Экстерьер ДК «Каучук» так и не появился фильме. А ведь это – памятник советского авангарда, построенный по проекту Константина Мельникова.

Именно здесь режиссёр-футболист (Евгений Евстигнеев) произносил свой знаменитый монолог о преимуществах любительского театра перед профессиональным: «Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днём работала у шлифовального станка!».

Станция метро «Киевская».

Любимый водитель троллейбуса

Кто самый знаменитый водитель троллейбуса в кино? Не водитель, а водительница! Люба из «Берегись автомобиля»! Специально для роли Ольга Аросева закончила специальные курсы водителей троллейбуса. Аросьева по-настоящему выехала на маршрут с настоящими пассажирами. В сценах на Варварке, в финальной сцене на мосту у Парка Культуры Аросева управляла троллейбусом сама, кроме знаменитой сцены погони за Деточкиным по Садовому. Для такой динамичной сцены взяли Зинаиду из московского машинного парка №3. Тогда ещё не было гидроусилителя руля, и только опытная водительница могла справиться с резкими поворотами на большой скорости.

После выхода из тюрьмы Юрий Деточкин возвращается в Москву. И снова, как и в начале фильма, встречает Любу, которая по-прежнему водит троллейбус. Происходит это на Крымской эстакаде, ведущей от Остоженки к Комсомольскому проспекту. Впрочем, это не совсем то сооружение, которое мы видим в фильме. Эстакада была построена в 1960 году, а в середине 90-х её реконструировали, вернее, демонтировали и отстроили заново. Кстати, пешеходного тротуара здесь никогда не было, получается, Юрий Деточкин нарушил правила движения.

Станция метро «Парк культуры».

Храм-музей

В фильме показано, как Дима Семицветов на своей новенькой «Волге» направляется на работу, и мы видим, что едет он по Сретенке. Сворачивает налево, на Рождественский бульвар, и останавливается возле очень примечательного церковного здания. Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках был построен на месте прежнего, деревянного, в 1695 году. В 1812 году он был разграблен французской армией, а все надворные постройки сожжены. После Октябрьской революции Успенская церковь была закрыта. С неё сняли кресты, разобрали ограду, но само здание оставили и передали тресту «Арктикпроект». Здесь размещались музеи — сначала «Советская Арктика», а затем «Морской флот СССР». В 1989 году здание преобразовали в музей, в котором была выставлена экспозиция по истории корабельного дела в России от первых челнов до новейших атомоходов. А теперь храм опять стал храмом.

Во время съёмок фильма «Берегись автомобиля» рядом с машиной Семицветова мы видим скульптуру, украшавшую вход в музей — фигуру моряка, который держит штурвал корабля.

Станция метро «Чистые пруды».

Скрытный Устьинский мост

Юрий Деточкин решил стать законопослушным советским гражданином и распрощаться с прошлым, выбросив все аксессуары угонщика (бумаги, перчатки и шляпу) в Москва-реку под Большим Устьинским мостом. Современная версия Устьинского моста появилась в 1938 году. Строительство моста было частью Генерального плана реконструкции Москвы, согласно которому Бульварное кольцо предполагалось продлить в Замоскворечье, что так и не было сделано. У Большого Устьинского моста есть уникальная черта – его невидимые устои-фундаменты. Как и Юрий Деточкин скрывал свою истинную сущность советского Робин Гуда, так и мост скрывает свои устои-фундаменты под землёй. Может быть именно из-за этого совпадения у Деточкина не получилось распрощаться с прошлым под Большим Устьинским мостом: завидев подозрительную Волгу, он выловил аксессуары угонщика из воды и тут же угнал машину.

Станция метро «Китай-город».