Дореволюционная кинофабрика «Глория»

До 1915 года в особняке на Пятницкой, 47 работала одна из самых первых кинофабрик Москвы ─ «Глория». Проходя мимо, особняк невозможно не заметить ─ это красивое нежно-розовое здание, у которого первые три этажа украшены изящной дореволюционной лепниной, а верхние два ─ простые, ничем не украшенные и как будто лишние ─ их надстроили уже в советское время. До революции и надстроек здесь снимали кино...

«Броненосец “Потёмкин”»

Знаменитые исторические бани на Неглинной улице это самые старые действующие бани Москвы. Их история ведёт начало ещё с 1808 года, но настоящая популярность бань началась в конце XIX века, когда помещения перешли во владение к Вере Ивановне Фирсановой и её мужу Алексею Ганецкому.

Купаться в бассейне бань на Неглинной приходили и артисты лучших театров XIX века, и НЭПманы 1920-х, и партийная верхушка в 1930-х, в общем ─ все. А ещё, по легенде, прямо в этом бассейне снимали шторм на Чёрном море из «Броненосца “Потёмкин”».

«Служебный роман»

В роли «статистического учреждения», где работают герои «Служебного романа», снялся доходный дом Хомякова на Петровке, 3/6 у метро «Кузнецкий мост». Дом принадлежал наследникам Алексея Хомякова, известного дореволюционного поэта и философа. Хомяковым раньше принадлежал соседний дом, но он сгорел ─ и сразу же попал в одну из самых безумных московских историй.

«Метро»

Здание Автоматической телефонной станции на Зубовской площади огромный суровый дворец связи архитектора Касьяна Соломонова построен в стиле постконструктивизма. А в 2011 году в здании АТС временно построили декорацию входа в подземку для фильма-катастрофы «Метро». При этом основные съёмки московской подземки проходили совсем не в Москве...

«Три тополя на Плющихе»

Рассказ Борщаговского «Три тополя на Шаболовке» вышел в августе 1966 года в журнале «Огонёк». Сначала фильм должен был называться так же, как рассказ, и сниматься на Шаболовке. Но в 1960-х Шаболовка уже слишком прочно ассоциировалась у москвичей с телевидением, и режиссёр фильма, Татьяна Лиознова, настаивала на переносе «тополей» в район Плющихи. Название «Три тополя на Плющихе», кстати, возникло не в память о неких трёх тополях в этом районе, а по названию кафе из фильма возле него таксист Саша ждёт героиню Татьяны Дорониной. Но такого кафе в этом районе (как и трёх тополей) никогда не было. Его построили специально для фильма в 6-м Ростовском переулке на станции «Киевская».