Метрокосмос

В середине 1980-х на поляне у входа в метро «Ботанический сад» появился «Институт времени», опережавший окружающее ровно на сто лет. Футуристическая конструкция из стекла была декорацией фильма «Гостья из будущего», и сам вход в метро, снятый с соответствующего ракурса, тоже можно увидеть в кадре. Интерьеры Института – запутанные белоснежные коридоры – отсняли тоже неподалёку, в павильонах студии имени Горького. На территории Ботанического сада и ВДНХ авторы «Гостьи из будущего» разместили большинство сцен в Москве-2084: здесь вдоль аллей протянулись автоматы с бесплатным мороженым и напитками, на лужайках стояли автобусы-телепорты и громоздился вход в «Космозоо». И отсюда же стартовала воздушная экскурсия Коли Герасимова по городу. А вот все части современной Москвы образца 1984 года снимали в центре — в районе арбатских переулков.

Северный павильон станции метро «Ботанический сад» превратился в Институт времени с помощью так называемой «домакетки»: к реальному объекту (павильону) присоединили макет, изображавший некие футуристические объекты на крыше здания и летающую тарелку. Собственно, Институт времени в фильме сыграли два объекта – метро «Ботанический сад» и некое стеклянное сооружение, стоящее прямо посреди зелени. Это сооружение было создано с помощью маленького макета около 50 см в высоту. Он был подвешен на тросах и совмещён с поляной Ботанического сада.

Станция метро «Ботанический сад».

Кабриолет над Москвой

ВДНХ была лицом передовой Москвы светлого будущего в фильмах «Подкидыш», «Светлый путь», «Свинарка и пастух». Тогда это была ВСХВ — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка – и она только-только открылась. «Нам нет преград ни в море, ни на суше», — гремит в «Светлом пути» «Марш энтузиастов» в исполнении Любови Орловой на фоне новой монументальной архитектуры. А на кабриолете актриса даже облетает статую «Рабочий и колхозница». В полёте, кстати, она видит не только «ВДНХ», но и весь город. 

Чтобы вжиться в образ ткачихи стахановских масштабов, Любовь Орлова действительно освоила эту непростую специальность, отучившись в текстильном институте. «Быстрому освоению профессии помогло то, что я занималась не только на уроках, — цитируют дневники Орловой её биографы. — Ткачиха должна обладать очень ловкими пальцами, чтобы быстро завязывать ткацкий узел; достигается это путем длительной тренировки. И я отдавала этой тренировке всё своё время. В сумке я всегда носила моток ниток, как другие женщины носят вязанье. Я вязала ткацкие узлы всегда и всюду. Такими узлами я перевязала дома бахрому скатертей, полотенец, занавесей...»

Станция метро «ВДНХ».

Наша невесомость

Фильм Ричарда Викторова «Москва-Кассиопея» снимался на киностудии Горького. Настоящим творческим и технологическим прорывом была имитация невесомости. Викторов просил специалистов воспроизвести принцип из «Космической одиссеи» Кубрика, но специалисты обиделись и изобрели свой уникальный метод. Когда американцы увидели фильм, они долго не могли понять, как это сделано. Спилберг, который всегда интересовался советским кино, признал, что советские кинематографисты во многом обогнали Голливуд и Лукаса с его «Звёздными войнами».

Как же этого добились? Была построена декорация, вращающаяся вокруг своей оси. Первый персонаж забегал в кадр, делалась монтажная перебивка, мальчика закрепляли корсетом, а ботинки буквально привинчивали к полу, потом декорацию переворачивали и запускали второго персонажа, который бежал, разумеется, по полу, но в кадре получалось, что по стене и потолку. Третий актёр был пристегнут спрятанными под одежду ремнями к стальной трубе, которую перекрывал своим телом, делая её невидимой для зрителя. Так в невесомости оказались сразу три персонажа, тогда как у Кубрика «летал» по кораблю только один актёр.

Во время съёмки забыли о банальном земном притяжении, и группа с ужасом обнаружила, что у мальчика, висящего вниз головой, волосы «встали дыбом». Пришлось закреплять их специальной сеточкой.

Станция метро «ВДНХ».

Марсианская Москва

«АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» — это странное объявление появилось в «Кино-Газете» 26 февраля 1924 года. Никаких пояснений, комментариев, номеров телефонов. Только странные слова, иногда по несколько раз на полосе. С 15 апреля под этой шифровкой появился текст: «С некоторого времени радиостанции всего мира стали получать непонятные сигналы…» 19 сентября объявления стали появляться в главной газете страны — «Правде». И только 24 сентября тайна была наконец раскрыта: речь шла о премьере фантастического фильма «Аэлита» по роману Алексея Толстого. Режиссёром фильма выступил Яков Протазанов, классик дореволюционного кино, уехавший из страны после 1917 года. Руководство студии «Межрабпом-Русь» развернуло целую кампанию, чтобы уговорить Протазанова вернуться. Создание «Аэлиты» и стало триумфальным возвращением режиссёра на родину.

Панорама Москвы, которую увидела Аэлита с помощью прибора, изобретённого хранителем марсианской энергии Гором, теперь хорошо видна с Патриаршего моста.

Станция метро «Кропоткинская».

Дворец Советов

На «Кропоткинской» стоит снесённый в 1930 годы и восстановленный в наши дни Храм Христа Спасителя. В сталинские времена на этом месте планировали возвести Дворец Советов. Это здание с 415-метровой статуей Ленина вместо шпиля должно было стать самым высоким в мире, но возвели его только в кино — в том числе в картине «Новая Москва» режиссёра Александра Медведкина. В 1930-е это словосочетание вызывало не те ассоциации, что сегодня. «Новая Москва» представляла новую идеологию развития города, отражённую в Генплане 1935 года.

Примета того времени — двигающиеся дома, которые ставят на рельсы, чтобы расширить улицы. В мечтах архитекторов на юго-западе вырастает футуристичный город-квартал, и оттуда в центр выбегает ветка нового для Москвы транспорта, метро, которая тогда заканчивалось на станции «Парк Культуры». Набережные покрываются фантастическими громадами зданий. На площади Маяковского появляются огромные тоннели для автомобилей.

Увидеть всю эту красоту советским зрителям было не суждено. Сталину не понравилась «Новая Москва», в «Правде» и «Известиях» её разгромили, и вспомнили о фильме только в XXI веке.

Станция метро «Кропоткинская».