Активисты

Сейчас в доме номер 20 по 1-му Щипковскому переулку, что выделяется на фоне соседних строений причудливым панно на сельскохозяйственную тематику, располагается обычный бизнес-центр. Но российский зритель легко узнает в нём здание вымышленной организации ЦНИИПРОММАШ из фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Здесь по сюжету картины трудилась инженер конструкторского бюро Надежда Клюева, которую сыграла Ирина Муравьёва. Сама комната конструкторского бюро, в которой работала Надя и её коллеги, была выстроена в павильонах «Мосфильма». А в здании по Щипковскому переулку снимали сцены на проходной и игру в пинг-понг, которым так увлекались персонажи Ирины Муравьёвой и Владимира Носика. Кстати, специально ради съёмок актёры брали уроки настольного тенниса у тренера. На одной из тренировок Владимир Носик увлёкся настолько, что сломал палец на ноге.

Сейчас сложно в это поверить, но Ирина Муравьёва долгое время отказывалась сниматься в картине, находя историю и героиню банальными. Сценаристу и режиссёру картины Геральду Бежанову пришлось долгое время убеждать актрису сыграть главную героиню и, в конце концов, ему это удалось.

Станция метро «Добрынинская».

Мост надежды

Каждому жителю и гостю столицы знаком этот величавый мост, перекинувшийся через Москву-реку. В знаменитой картине Михаила Калатозова «Летят журавли» Крымский мост, построенный в 1938 году, предстаёт символом Москвы того времени, ярким образцом предвоенной архитектуры. Здесь мы впервые встречаем главных героев, Бориса и Веронику, в исполнении Алексея Баталова и Татьяны Самойловой. На улице ночь 22 июня 1941 года. Молодые люди полностью поглощены своими романтическими чувствами и даже не подозревают, что последние часы мирной жизни страны на исходе, а наутро начнётся война.

Как вспоминали члены съёмочной группы, приезжать к мосту к четырём утра им приходилось несколько дней подряд. Однако снять так ничего и не удалось — «небо было не то». Оператор картины Сергей Урусевский искал лучший кадр. Его новаторство и профессионализм высоко оценили на фестивале в Каннах, удостоив специальным призом Высшей технической комиссии Франции. А сам фильм «Летят журавли» остался единственной советской полнометражной картиной, награждённой главным призом Каннского кинофестиваля.

Станция метро «Парк культуры».

Ненастоящее кафе

Во дворе дома со стороны 6-го Ростовского переулка по сюжету располагалось кафе «Три тополя», подарившее название фильму. На самом деле никакого кафе во дворе, конечно же, не было. Была лишь специально выстроенная декорация. И действие киноленты должно было происходить не на Плющихе, а на Шаболовке, как того требовал рассказ Александра Борщаговского, положенный в основу. Однако в 1960-е годы, когда создавалась картина, улица Шаболовка в сознании зрителей уже ассоциировалась с телевидением, о котором в сюжете не было ни слова. Поэтому режиссёр Татьяна Лиознова, посоветовавшись с автором рассказа, решила перенести действие фильма на не менее старую столичную улочку — Плющиху.

А тополей в районе Плющихи исторически было не так много, поэтому все планы с этими величественными деревьями снимались отдельно.

Станция метро «Киевская».

Самое сложное

В 1974 году на экраны вышла поэтическая картина Андрея Кончаловского «Романс о влюблённых», завоевавшая сердца миллионов советских зрителей. Простая, но яркая и пронзительная история любви главных героев Сергея и Татьяны происходила на фоне московских улиц и двориков. В частности, во дворе дома 19 в Трубниковском переулке.

Одна из самых массовых сцен — проводы главного героя в армию — также снималась во дворе дома. И чтобы снять лучший дубль, Кончаловский заставлял актёров раз за разом играть сцену прощания. Евгений Киндинов, исполнивший главную мужскую роль, признавался, что это была самая сложная сцена за всю его кинокарьеру.

Станция метро «Краснопресненская».

Рядом с Шекспиром

Здесь, в парке близ усадьбы «Останкино», снималась лирическая сцена признания в любви главных героев фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось». Здесь же произошло прощание Ромы и Кати перед поездкой юноши в Ленинград к больной бабушке.

Картина о советских Ромео и Джульетте, снятая по повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька», стала одним из лидеров проката 1981 года и была признана лучшим фильмом года по итогам опроса журнала «Советский экран». Однако её путь к зрителю был тернист. По воспоминаниям создателей, лента долгое время не могла пройти худсовет. Произведение писательницы сравнивали с пьесой Шекспира и настаивали на изменении имени героини («Щербакова себя что, Шекспиром возомнила?!»), а также категорически отказывались принимать финал в первоначальном виде: в первом варианте сценария после падения из окна герой должен был умереть.

Имя героини поменяли, финал изменили, а вот актёра на главную роль ещё предстояло найти. Сотни мальчиков со всей страны пробовались на роль Ромы, но только в самом конце проб, когда на роль Кати уже утвердили 23-летнюю замужнюю выпускницу театрального института Татьяну Аксюту, Фрэзу предложили посмотреть пробы 16-летнего Никиты Михайловского. Галина Щербакова так вспоминала эти пробы: «Мы рыдали — он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнёрша. Он не актёрствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».

Станция метро «ВДНХ».