Место встречи

Детективный телефильм «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина стал настоящим хитом и разошёлся на цитаты, а роль капитана Жеглова принесла Владимиру Высоцкому всенародную любовь. В третьей серии напарник Жеглова Шарапов встречается с младшим лейтенантом Синичкиной рядом с входом на станцию «Сокольники». Кстати, роль Синичкиной могла сыграть Марина Влади, жена Высоцкого, но эту кандидатуру не утвердил худсовет. Молодые люди наконец-то переходят на «ты», и Синичкина сообщает, что скоро она вернётся на учёбу, так как всех девушек демобилизуют. Ожидая Синичкину, Шарапов проводит несколько минут рядом со входом в метро, благодаря этому мы можем увидеть старую застройку, исчезнувшую вскоре после окончания съёмок фильма. А вот гуляет парочка вовсе не в парке «Сокольники», а в Лефортовском.

Станция метро «Сокольники».

Две в одной

Третьеклассник Алёша из детской киноленты Анатолия Ганина «Алёша Птицын вырабатывает характер» показывает настоящий мастер-класс по тому, как нужно встречать гостей столицы, и какие достопримечательности им можно показать всего за три часа. Юный москвич становится экскурсоводом для бабушки Симы и её внучки Сашеньки. Начинается их экскурсия с одной из главных достопримечательностей города – с московского метро. А точнее, с недавно открывшейся станции «Комсомольская» Кольцевой линии метрополитена. Сашенька и её бабушка восхищаются богатым декором станции, её люстрами и мозаикой. «Всё золотое, как в сказке!» — говорит девочка. Этот эпизод снимали сразу на двух новых станциях Московского метрополитена  – «Курской» и «Комсомольской». Но это заметно только зрителям. Для героев это одна большая красивая станция с эскалаторами и лотками, торгующими печатью.

Сценарий к фильму написала знаменитая детская писательница Агния Барто и именно она сыграла важную роль в судьбе одной будущей звезды советского экрана – Натальи Селезнёвой (тогда ещё Полинковской). Барто увидела по телевизору, как шестилетняя Селезнёва играет в постановке «Тридцать сребреников», и сразу поняла, что эта девочка идеально подходит на роль Сашеньки. Юную актрису, разумеется, нашли и привезли из Москвы в Ленинград, ведь, несмотря на то, что в фильме показывали Москву, производством картины занималась студия «Ленфильм». Так маленькая Наташа Селезнёва целый год прожила с мамой в гостинице «Астория», а Барто всё это время живо интересовалась успехами девочки.

Станция метро «Комсомольская».

Метродебют

Музыкальная комедия Григория Александрова «Цирк» с суперзвездой Любовью Орловой в главной роли остался в истории кино не только из-за эффектных цирковых номеров и песен на музыку Исаака Дунаевского. В «Цирке» впервые в художественном кино появляется Московский метрополитен! В 1935 году состоялось его открытие, а в 1936 советские зрители уже могли увидеть небольшую сцену, снятую на станции метро «Охотный ряд» в картине Александрова. Кстати, сам режиссёр в молодости работал акробатом и знал, как правильно поставить цирковые номера. А идею главного номера «Полёт на Луну» он подглядел в парке «Сокольники».

Станция метро «Охотный ряд».

Галактика метро

Подземелье, по которому едут герои фильма «Кин-дза-дза», сильно напоминает московскую подземку, что не случайно – с этой ролью отлично справился тоннель строящейся тогда станции метро «Полянка». Правда, ангары, мимо которых проезжают герои, снимали уже не в метро, а в 1-м павильоне «Мосфильма». Чтобы понять, где вагонетка едет по настоящим рельсам будущей станции метро, а где начинается павильон – обратите внимание на стены. Там, где на стенах видны кабели – это метро, а где плитка – уже павильон. Охраняет вход в тоннель темнокожий охранник, роль которого исполнил Геннадий Иванов, работавший на съёмках ещё и мастером по свету. Кстати, в 2013 году в прокат вышел анимационный ремейк культовой фантастической ленты Георгия Данелия. Называется он «Ку! Кин-дза-дза», и в нём сохраняется сцена с проездом на вагонетке по тоннелю.

Станция метро «Полянка».

Дублёры метро

Метро – звезда кино, и ему, как всякому актёру, порой нужны дублёры. Например, в «Стилягах» Валерия Тодоровского за московскую «Октябрьскую» была выдана станция «Пушкинская» петербургского метрополитена. В «Ночном дозоре» герои следят друг за другом якобы на оранжевой линии московского метро, двигаясь от «ВДНХ» к «Свиблово». На самом деле роль этих станций сыграла станция «Проспект Просвещения» всё того же метро Санкт-Петербурга. А фильме-катастрофе «Метро» подземные интерьеры выдуманной станции «Садовая» снимались в самарской подземке.

Станция метро «Пушкинская».