Связь времён

Помните здание Государственного центрального музея современной истории России? Раньше там был Английский клуб. И в нём обедали два автора «Евгения Онегина»! Сперва, конечно, Александр Сергеевич Пушкин. Он бывал в клубе часто и даже упомянул это место в романе «Евгений Онегин».

И автор оперы «Евгений Онегин», Пётр Ильич Чайковский, спустя 45 лет в Английский клуб тоже захаживал. Правда, членский билет ему не дали — новых участников принимали редко. Но за чашечкой чая и свежими газетами великий композитор заходил на Тверскую, 21 регулярно. Наверняка Пушкина вспоминал.

Домашняя опера Станиславского

Можно ли сделать премьеру дома?

Опера Чайковского «Евгений Онегин» была первым спектаклем студии, организованной великим театральным реформатором Константином Станиславским. Во время репетиций мастера переселили в новый дом в Леонтьевском переулке. «Вот вам и готовая декорация для “Онегина”», — заявил Станиславский, осматривая один из залов своего особняка. Там и прошла премьера новой оперы.

В память о событии зал получил название «Онегинский», а украшавший его портик с колоннами с тех пор изображён на логотипе Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Совсем не та Татьяна

Работая над «Евгением Онегиным», Чайковский стал получать страстные любовные послания от бывшей студентки Московской консерватории. Поначалу Чайковский поступил так же, как и Онегин: написал девушке вежливый холодный ответ. Но затем композитор неожиданно женился на Милюковой. Брак распался спустя три недели. На вопросы о том, как его угораздило жениться, Пётр Ильич отвечал, что спутал жену со своей Татьяной.

Былина о Римском-Корсакове

Промышленник и меценат Савва Мамонтов помогал всем людям искусства. Например, на Большой Дмитровке, 6 он открыл Московскую частную оперу (сейчас Театр оперетты), где проходили самые новаторские спектакли того времени. Именно там состоялась премьера оперы «Садко» Римского-Корсакова.

На репетиции хор никак не мог справиться с необычной структурой арий — каждая строчка состояла из одиннадцати тактов и слогов: «Уж ты Сад-Садко, пригожий молодец». В качестве тренинга композитор предложил певцам произносить фразу подходящего размера — те же 11 слогов: «Римский-Корсаков совсем с ума сошёл». Хор моментально запел, проблема была решена.

Опера для императрицы

Свой домашний театр граф Пётр Шереметев организовал в родной усадьбе, в Кусково. И главной оперной примой там стала его крепостная, дочь кузнеца Прасковья Ковалёва, выступавшая под псевдонимом Жемчугова. Её главной ролью называют Элиану в опере Гретри «Самнитские браки». Слава об этом спектакле театра Шереметевых оказалась настолько громкой, что в Кусково смотреть на Жемчугову приехала сама императрица Екатерина Великая! Певица была на высоте — восхищённая императрица не скупилась на лестные похвалы и подарила крепостной звезде алмазный перстень со своей руки.