Колокола Данилова монастыря

Что такое абсолютный слух?

Данилов монастырь появился в Москве в XIII веке. А те самые известные на всю столицу колокола появились у него только в конце XIX века.

Большой колокол оплатила купчиха Анастасия Захарова в память о своём умершем муже.

Главный звонарь-виртуоз Москвы Константин Сараджев, который обладал абсолютнейшим слухом, различал на слух 121 тон и признавал их самыми лучшими в городе. И именно он спас колокола от уничтожения в годы советской власти, порекомендовав американскому меценату Чарльзу Крэйну выкупить их и увезти в Америку.

В Москву колокола вернулись в 2000-м, и сейчас к ним можно подняться — в монастыре проводят экскурсии.

Станция метро «Тульская».

Царь-колокол

Какой московский колокол не издал ни звука?

Да-да, Царь-колокол ни разу не звонил! В 1730 году его приказала отлить императрица Анна Иоанновна. За работу взялся русский мастер Иван Моторин. На колоколе так и написано: «Лил сей колокол российский мастер Иван Фёдоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».

Но в Кремле случился пожар, в яму с колоколом упали горящие брёвна. В попытке спасти самый большой колокол яму стали заливать вёдрами воды. От резкого перепада температур по колоколу пошли трещины, а потом и вовсе отвалился кусок.

Колокол пролежал в яме аж до царствования Николая I, который приказал достать колокол из ямы и установить на постаменте, на котором Царь-колокол можно увидеть и сейчас.

Станция метро «Библиотека им. Ленина».

«Священная война» и храм Христа Спасителя

Из церковного хора в коммунисты? Бывает и такое!

В первый год советской власти последним регентом церковного хора храма Христа Спасителя стал... будущий руководитель главного военного оркестра СССР и композитор патриотической песни «Священная война» Александр Васильевич Александров.

Александров создал один из лучших соборных хоров России. В 1918 году в стенах главного храма Москвы он сочинял и разучивал поэму для хора «Христос воскресе». А позже стал автором музыки гимна про торжество коммунизма и взял в ансамбль бывших певчих.

Кстати, раньше горельефы храма были не бронзовыми, а мраморными. Оригинальные горельефы сейчас хранятся в стенах Донского монастыря.

Станция метро «Кропоткинская».

Орган лютеранского собора Петра и Павла

Примечательно, что история лютеранского собора началась со ссоры.

В Москве XVII века были немцы-военные и немецкие купцы. Что стало причиной их ссоры — неизвестно, но после раскола общине пришлось делить главное — церкви.

Немцы-купцы построили себе церковь на Басманной, а немцы-военные — в районе Покровки, в Старосадском переулке. Купеческий собор на Басманной не сохранился, а вот лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла высится в Старосадском переулке и сейчас.

В XIX веке в Петропавловском соборе появился орган. На нём играл концерт Ференц Лист.

Листа в XIX веке обожали примерно так же, как «Битлз» в конце XX века,— женщины падали в обморок.

Кстати, все деньги с московского концерта Лист отдал на благотворительность.

Станция метро «Китай-город».

Евангелическая реформатская церковь и её орган

Хотите услышать, как звучал позапрошлый век?

До XIX века в России общины реформаторов были юридически совмещены с лютеранcкими в общую Евангелическо-лютеранскую церковь. В 1834 году у реформаторов появились свои представители. А московская церковная община кальвинистов переехала по адресу Малый Трёхсвятительский переулок, дом 3 в обычный московский особняк.

В 1844 году архитектор Василий Балашов перестроил особняк под церковные нужды, а в 1865-м архитектор Герман фон Ниссен перестроил здание целиком.

В 1879 году туда приехал знаменитый орган Эрнста Рёвера. Это единственный сохранившийся за пределами Германии орган Рёвера. Его ни разу не перестраивали! Поэтому он звучит точно так же, как и век назад.

Станция метро «Китай-город».