Первая скрипка Большого театра

Вам нравится Большой театр?

Между прочим, он не только очень красивый, но и тщательно продуман музыкально. Считается, что акустика в Большом — одна из лучших в мире. Уникальный зрительный зал спроектировал в 1865 году русско-итальянский архитектор Альберт Кавос. Если вы посмотрите на зал сверху, от высоких люстр, или просто обратите внимание на план, то увидите огромную скрипку в разрезе. Такую форму выбрали, чтобы зал «звучал». Вся отделка зала, как и у скрипки, деревянная, из ели, известной своими акустическими качествами. Чтобы избежать резонанса, деревянным сделали даже потолок.

Кстати, во время экскурсий в Большом гостей не только проводят по закулисью, но и приглашают выйти на сцену. Если пожелаете, сможете даже попробовать себя в роли солиста!

Дуэль Горького и Шаляпина

Знаете, кто в России пел лучше Шаляпина?

Ведущий солист Большого театра Фёдор Шаляпин дружил с Максимом Горьким. И ещё во время знакомства он рассказал писателю о своем первом в жизни певческом фиаско. Это случилось, когда Шаляпину было пятнадцать, и он в поисках «взрослой» работы пришёл на прослушивание в хор. Представляете, будущую оперную звезду туда не взяли из-за возрастной мутации голоса! На его место приняли долговязого «окающего» парня. Услышав это, Горький рассмеялся — оказалось, тем долговязым хористом был он сам. Правда, юношу быстро выгнали из хора по причине слабого голоса.

Горький пообещал Шаляпину никогда не петь на сцене, в ответ артист поклялся не писать книжек. И даже когда Шаляпин решил выпустить мемуары, он пригласил в соавторы Горького.

Опера, поставленная на дыбы

Один из самых необычных оперных спектаклей поставили в Большом театре в 1923 году. Основа у постановки была классическая — «Севильский цирюльник». Но все мужские роли исполняли женщины, а все женские — мужчины. Особенно публике нравились поклонницы Фигаро — четыре тенора Большого театра в балетных пачках, с голыми волосатыми ногами. Музыку Россини тоже скорректировали: добавили раскаты грома и звон колоколов. А в большой люстре зрительного зала разместили красноармейцев, паливших оттуда из винтовок по команде режиссёра. Действо назвали «Севильский цирюльник дыбом».  Настоящая революционная постановка!

Третьеклассница Плисецкая

Что будет, если сводить ребёнка на балет?

Вернувшись со спектакля «Красная Шапочка», семилетняя Майя Плисецкая станцевала дома все главные партии: и Красную Шапочку, и Волка, и Бабушку. И девочку тут же отвели в балетный класс. Впервые на сцену Большого театра Плисецкая вышла в 1937 году в детском балете «Аистёнок» на музыку Дмитрия Клебанова. Действующие лица спектакля: советские пионеры, добрые животные и негритёнок, спасённый от жестокого Плантатора. Третьеклассница Майя блистала роли Кошечки. Пройдет не так много времени, и исполнительница кошечки станет знаменитой на весь мир примой Большого театра. И другие дети увидят её на сцене — и навсегда полюбят балет.

Цветы восторга

Каждой весной перед Большим театром высаживают два сорта тюльпанов, «Большой театр» и «Галина Уланова». Цветы в середине ХХ века вывел горячий поклонник таланта великой балерины, голландский селекционер с мировым именем Дэвид Лефебер. Вдохновением стала постановка «Лебединого озера» с Улановой в главной роли, которую он увидел в Большом в 1946 году. Лефебер работал над уникальными сортами тюльпанов более 20 лет. И уже после того, как балерина завершила свою карьеру, он привёз в российскую столицу 30 тысяч посвящённых ей цветов! И они напоминают о великой балерине и великом восхищении уже более 60 лет.